РУС БЕЛ ENG

Инновационный опыт

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ

Активное вмешательство человека в природные процессы привело к тому, что человеческая цивилизация вступила в противоречие с окружающей средой и в данный момент находится в состоянии экологического кризиса. При этом экологические кризисы и техногенные катастрофы являются не столько результатом развития цивилизации, сколько следствием низкой экологической культуры и ряда недостатков в экологическом образовании и воспитании населения.

В связи с этим важнейшая задача современного общества – создать среду для формирования экологической культуры. Экологическое образование сегодня должно стать не частью образования, а новым смыслом и целью современного образовательного процесса.

В свете обозначенных проблем актуальной стала разработка модели формирования экологической культуры через реализацию экологических инноваций в едином информационном экологическом образовательном пространстве учреждения образования. Внедрение такой модели будет способствовать формированию экологического мировоззрения личности, обладающей независимостью в своих мнениях, поступках, строящей свои отношения с окружающей средой на основе понимания ее целостности, обладающей опережающим мышлением. Система экологической инновационной деятельности будет способствовать формированию экологической культуры личности как социальной и индивидуальной экологической ответственности за события в природе и жизни людей.

Анализируя содержание требований государства, учитывая высокий  уровень  образовательных  запросов  социума и возможности учреждения образования осуществлять целенаправленную, координированную и системную передачу экологических знаний через различные формы образовательной  деятельности,  а также создавать условия  для  воспитания экологически мыслящей личности, способной ориентироваться в быстро меняющихся  социально-экономических  условиях, определены цели и задачи проекта.

Цель проекта: внедрение модели формирования экологической культуры в едином информационном экологическом и образовательном пространстве учреждения образования.

Целенаправленная, планомерная, заинтересованная, осмысленная работа всех субъектов образовательного процесса в образовательном пространстве согласно разработанной модели  позволила:

повысить  уровень экологической культуры учащихся, о чём свидетельствуют результаты диагностического исследования (в 2019 г. 29 % обучающихся имели низкий уровень экологической культуры, в 2022 г. – только 2%);

создать условия для интеграции экологического компонента во все виды образовательной деятельности в системе экологического воспитания и образования;

обновить содержание экологического образования через использование активных образовательных практик экологической направленности, осуществление социального проектирования по реализации экологических инноваций, в том числе экологических инноваций по снижению уровня загрязнения природной среды твёрдыми бытовыми отходами.

Данная модель применялась в ходе реализации инновационного проекта Министерства образования Республики Беларусь «Внедрение модели формирования экологической культуры через реализацию экологических инноваций» в 2019-2022 годах.

Консультанты проекта:

  • Юрченко Л.В., методист центра развивающих педагогических технологий государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»

  • Серко И.Л., методист центра развивающих педагогических технологий государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»

Работа в рамках проекта велась по трем направлениям: с учащимися, педагогами, родителями.

Опыт могут использовать педагоги, классные руководители учреждений общего среднего образования.

свернуть

ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ

Основная идея проекта заключается во внедрении модели формирования экологической культуры учащихся через реализацию экологических инноваций в едином информационном экологическом образовательном пространстве учреждения образования.

Модель формирования экологической культуры

Формирование экологической культуры личности, осуществлялась непрерывно, на протяжении всего процесса воспитания и обучения.

Модель формирования экологической культуры должна реализовываться через три уровня экологизации  образовательного и воспитательного процесса: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры.  

Экологическое  просвещение  должно обеспечивать ориентацию учащихся в локальных и  глобальных экологических проблемах.    Целесообразно работу по профориентации учащихся (по профессиям биологов,  экологов и др.) вести через формирование  знаний  о  соответствующих  правилах  поведения  в окружающей природной среде, включать экологические сведения  в  учебный  материал  различных предметов  и содержание внеклассных  занятий.

Экологическое  сознание  предполагает  владение  системой  экологических  знаний, которые закладываются на учебных занятиях  естественного  цикла,  факультативах  экологической направленности. 

Экологическая  культура подразумевает  осознание учащимися  взаимодействия  «человек – окружающая среда – экономика»  как  ценности  (экологическая компетентность). Формируется при наличии единой научно-исследовательской среды, в которой  учителя совместно  с  учащимися  и  общественностью    работают развитием  экологического  сознания  и  активной  природоохранной  позиции.

Реализация экологического образования должна иметь системный подход к постановке и решению  задач  экологического  образования,  воспитания,  развития личности  в  сочетании  индивидуальных,  групповых,  массовых  форм  работы через индивидуальную  и  коллективную  проектно-исследовательскую деятельность,  совместное  социальное проектирование  педагога, учащихся и социума.

Педагогический процесс по формированию экологической культуры должен содержать следующие структурные компоненты

- когнитивный (владение теоретическими знаниями в области экологии и охраны природы, в том числе краеведческим материалом);

- эмоционально-ценностный (процесс формирования экологической культуры личностно должен быть ориентирован на каждого учащегося и направлен на формирование эмоционально-чувственной сферы личности);

- нормативный (следует особое внимание уделять формированию системы моральных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, а также их неукоснительное соблюдение);

- деятельностный (обязательное обучение  учащихся применять полученные умения и навыки на практике).

В процессе формировании экологической культуры необходимо соблюдать следующие этапы:

Мотивационный – необходимо создать условия для мотивации к осознанию потребности в необходимости строить свое отношение к самому себе, своему здоровью, к окружающему миру, объектам и явлениям природы, а также свое поведение в природе на эмпирической и эмоциональной основе с опорой на общественный опыт, научные знания, нормы морали, права и культуры.

Познавательный. На данном этапе педагогами должна активизироваться деятельность учащихся на получение новых сведений из области экологии и охраны природы через включение в систему общественных отношений, в ходе которых усваиваются ценности, нормы и формы поведения в природе, формируется мировоззрение личности, основанное на знаниях, потребностях, мотивах, интересах, осознании и убеждении, активизируется деятельность учащихся на получение новых сведений об экологических проблемах, овладение умениями оценки состояния природы и предвидения последствий человеческой деятельности.

Деятельностный  – необходимо обеспечить владение учащимися умениями и навыками поведения в природной среде, приобретение опыта по уходу и охране природных объектов, изучение и охрана местных экосистем, пропаганда экологических идей посредством социального проектирования, реализацию экологических инноваций, в том числе экологических  инноваций по снижению уровня загрязнения природной среды  твёрдыми бытовыми  отходами (ТБО).

На каждом этапе должен осуществляться мониторинг уровня формирования экологической культуры учащихся (низкий, средний и высокий).

свернуть

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ

Критерии и показатели формирования экологической культуры учащихся

Когнитивный компонент

Предполагает наличие теоретических знаний у учащихся в области экологии и охраны природы, а также владение краеведческим материалом.

- знания в области экологии и охраны природы;

- активность и самостоятельность деятельности учащихся на получение новых знаний, сведений по экологическому образованию;

- знание местного природного окружения (краеведческий материал);

- владение информацией об экологической обстановке в Республике Беларусь и своем регионе

Эмоционально-ценностный компонент        

- положительное отношение к самому себе, окружающему миру, объектам и явлениям природы;

- уровень экологической грамотности личности;

- чувственное отношение ко всему живому на Земле;

- отношение к природе как универсальной ценности;

- ответственность за будущее окружающей природы;

- нравственная забота о будущих поколениях

Нормативный компонент

- знание систем нравственных принципов и правовых норм, правил, предписаний и запретов экологического характера;

- знание законов, постановлений о природопользовании;

- неукоснительное соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, охраны окружающей среды

Деятельностный компонент

- владение умениями и навыками по решению экологических проблем;

- опыт участия в социальных практиках, экологических проектах;

- внесение реального вклада в изучение и охрану местных экосистем;

- пропаганда необходимости защиты окружающей среды;

- участие в  реализации экологических инноваций, в том числе  экологических  инноваций по снижению уровня загрязнения природной среды  твёрдыми бытовыми  отходами (ТБО);

- участие в проектно-исследовательской деятельности в области экологии и охраны природы.

свернуть

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Концептуальные подходы к развитию системы образования Республики Беларусь до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утвержденные приказом Министра образования Республики Беларусь 29.11.2017 № 742.
  2. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республика Беларусь; Редколлегия: Я.М. Александрович и др. — Мн. : Юнипак. — 200 с.
  3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г., одобренная на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 2 мая 2017 г. № 10.
  4. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.03.2016 № 250 (в редакции постановления Совмина от 04.11.2016 № 905).
  5. Указ Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 г. N 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления».
  6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 июля 2017 г. об утверждении «Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами в Республике Беларусь на период до 2035 г.».
  7. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. об утверждении «Стратегии в области охраны окружающей среды Республики Беларусь на период до 2025 года».
  8. Антипова, Е. А. Стратегия устойчивого развития Беларуси: экологический аспект / Е. А. Антипова [и др.]. Минск : ФУАинформ, 2014. – 336 с.
  9. Бахова, Я. С., Захарова, Е. Н. Использование экологических инноваций как фактор обеспечения устойчивости регионального развития // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 1 (27).
  10. Борисевич, А. Р. Система экологического образования: дидактический аспект : моногр. / А.Р. Борисевич. – Минск: БГПУ, 2010. – 244 с.
  11. Брилевский, М. Н., Харитонова, Л. М. Состояние и проблемы развития экологического образования в Республике Беларусь / Актуальные проблемы геоэкологии и ландшафтоведения : сб. науч. ст. Вып. 2 / редкол.: А. Н. Витченко (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2015. – 90 с.
  12. Валуева, Н. Н. Модель формирования экологической культуры учащихся в системе дополнительного эколого-биологического образования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 61.
  13. Залесская, Ю. И. Управление процессом формирования экологической культуры личности / Ю.И. Залесская // Кіраванне ў адукацыі. – 2008. – № 4. – С. 12-16.
  14. Ковзик, Н. А. О необходимости экологизации образования в целях устойчивого развития на современном этапе / Сахаровские чтения 2018 года: экологические проблемы XXI века : материалы 18-й международной научной конференции, 17–18 мая 2018 г., г. Минск, Республика Беларусь : в 3 ч. / Междунар. гос. экол. ин-т им. А. Д. Сахарова Бел. гос. ун-та; редкол. : А. Н. Батян [и др.] ; под ред. д-ра ф.-м. н., проф. С. А. Маскевича, д-ра с.-х. н., проф. С. С. Позняка. – Минск : ИВЦ Минфина, 2018. – Ч. 1. – С. 151.
  15. Колонтаевская, И. Ф. Экологические инновации как фактор повышения качества жизни // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 12(25). – Новосибирск: СибАК, 2013.
  16. Моисеев, Н. Н. Время определять национальные цели / Н.Н. Моисеев. М. : Изд-во МНЭПУ, 1997. – 256 с.
  17. Никитина, Г. В. Социальная практика как педагогическое понятие  // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 33-35.
  18. Сурикова, О. В. Инновационный проект – основа совершенствования образовательного процесса. Роль и сущность инновационного проекта // Народная асвета. – 2018. –№ 1. – С. 14-17
свернуть

МАТЕРИАЛЫ ПЕДАГОГОВ

Познакомиться с материалами из опыта работы педагогов можно по ссылке

свернуть